Дорожно-транспортная экспертиза

Дорожно-транспортная экспертиза

Одним из инструментов расследования дорожно-транспортных происшествий, где пострадали водитель, пассажиры, пешеходы, где был поврежден автотранспорт служит экспертиза ДТП, которую обыватели зачастую по разному называют то автодорожной, то дорожной, то дорожно-транспортной.

Однако ни одно из данных названий дорожной экспертизы не является точным и научно-обоснованным наименованием, но про это позже.

Дорожно-транспортная экспертиза (автодорожная или дорожная экспертиза) в настоящее время остается самым редким видом автотехнических экспертиз, чему служит целый набор факторов.

Вне зависимости от того, что дорожно-транспортная (автодорожная или дорожная) экспертиза получила это уникальное название более 7 лет тому назад, основная масса практикующих следователей, судей, юристов, адвокатов по прежнему продолжает назначать в суде или следствии) «автотехническую экспертизу», обозначая лишь только класс исследования, без уточнения точного вида экспертного исследования.

В результате столь абстрактного и общего обозначения данного исследования, в нашей практике довольно таки часто складываются ситуации, когда в офис экспертного учреждения, где имеются «автоэксперты» (такие как — оценщики ущерба, эксперты в области транспортной трасологии, оценщики автомобилей), поступают материалы дела, где требуются знания именно эксперта по исследованию ДТП (дорожных знаков, дорожно-транспортных происшествий, дорожной разметки, полотна дороги).

Возникает некрасивая ситуация, когда материалы дела возвращаются в судебные или следственные органы без должного исполнения, из-за чего установленные сроки расследования дела затягиваются по причине безграмотности указанных выше участников следственного процесса.

Главные цели и задачи дорожно-транспортного исследования:

• ситуация на месте ДТП: состояние дорожного покрытия проезжей части, обочин, участка дороги за пределами дорожного полотна;

• состояние дорожного полотна в месте ДТП, наличия уклонов в продольном и поперечном направлении, закруглений;

• условия видимости и обзорности с места водителя;

• установление возможности должного восприятия водителем возникшей ситуации;

• экспертиза технической возможности (невозможности) предотвращения дорожно-транспортного происшествия;

• установление значений коэффициентов и параметров, который характеризуют передвижение транспортных средств и иных объектов на месте ДТП: сопротивления и коэффициентов сцепления перемещения транспортных средств и других объектов по полотну автомобильной дороги;

Выяснение факторов, непосредственно связанных с обстановкой перед ДТП, которые способствовали возникновению ДТП: неблагоустроенность дороги, отсутствие дорожных знаков, неверная разметка дорожного полотна, ошибочное расположение дорожных указателей и прочие негативные особенности дорожной ситуации.

При назначении автодорожной (дорожно-транспортной или дорожной) экспертизы эксперту необходимо предоставлять все материалы административного, уголовного, гражданского дела, которые относятся к ДТП. Назначающему дорожную экспертизу должностному лицу также следует знать, что для исследования необходимо изучение имеющегося комплекса информации о ДТП.

К слову, в случаях, где основным фактором ДТП являются погодные условия обязательным документом будет справка о погодных условиях в момент ДТП.